ИРИНА ЯВАН | БЛОГ

Построение команды отдела продаж: типичные ошибки и пути их исправления

Создание эффективной команды продаж — одна из ключевых задач, которая стоит перед каждым руководителем, занимающимся развитием бизнеса. Каждый собственник хочет иметь команду высокопроизводительных сотрудников, которые смогут достичь поставленных целей. Однако на пути к успеху могут встретиться типичные ошибки, которые препятствуют достижению желаемого результата.
В этой статье я рассмотрю наиболее распространенные ошибки, которые могут возникнуть при создании команды продаж, и покажу, как их исправить.
Ошибка № 1. Неправильный подбор сотрудников

Это, вероятно, самая распространенная ошибка, которую делают руководители при создании команды продаж. Неверный выбор сотрудников может привести к снижению производительности команды и, как следствие, к недостижению поставленных целей. Необходимо понимать, что успешный продавец — это не просто тот, кто хорошо говорит, но и тот, кто умеет слушать и понимать потребности клиентов. Поэтому необходимо проводить тщательный отбор сотрудников и оценивать не только их коммуникативные навыки, но и их способность понимать клиентов.
Для того, чтобы процесс подбора был более эффективным, я рекомендую «удлинять» воронку найма. Так некачественные кандидаты до Вас просто не дойдут. Проводить отбор кандидатов можно следующим образом:

1 этап — телефонное интервью с рекрутером. Здесь важно познакомить кандидата с вакансией, задать вопросы касательно опыта и результатов. Если кандидат предварительно подходит, отправить ему тестовое задание.
Для менеджеров это может быть задание на отработку типичных возражений клиентов компании. После тестового задания мы выявим серьезность намерений кандидата и его навыки. Если кандидат сдает тестовое в срок, значит вакансия ему интересна.
2 этап — собеседование с hr. Последнее время мы стали проводить такие собеседования по видео связи. Можно использовать групповой формат, когда Вы приглашаете на 1 время несколько кандидатов. В рамках этого собеседования можно устроить интерактивную часть и попросить участников выполнить задание, связанное с проверкой навыков продаж. Так мы проверим насколько менеджер активен, раскрепощен и уверен в своих силах.
3 этап — собеседование в офисе, с непосредственным руководителем.

Вопросы, которые я рекомендую задавать, помимо общепринятых:
1. Какие задачи Вы решали на прежнем месте работы? Что самое значительное вы сделали?
Комментарий: важно понять, какую пользу сотрудник приносил компании.
2. Какие трудности возникали в процессе работы и как вы их решали?
Комментарий: важно понять, берет ли кандидат ответственность на себя или обвиняет окружающих. Как справляется с трудностями?
3. Вопросы в рамках основной деятельности. Важно понять, как хорошо кандидат ориентируется в ключевых процессах должности.
Например, для руководителя отдела, можно уточнить, какая конверсия была по отделу из заявки в оплату, какой средний чек, длительность сделки, сколько в среднем работали менеджеры в его отделе?
Для менеджера: сколько в среднем времени вы тратите на общение с клиентами в день, какая конверсия из заявки в оплату у вас и какая конверсия в среднем по отделу?
4. Вопросы на проверку компетенций.
Например, для руководителя отдела: назовите как можно больше способов поднять конверсию из заявки в оплату. Какой алгоритм выдачи обратной связи вы используете?
Для менеджера: назовите алгоритм отработки возражений, который вы используете.

После успешного прохождения кандидатом всех этапов отбора, самое время приступить к сбору рекомендаций. Очень часто собственники компаний пропускают этот этап. Я рекомендую связываться с предыдущим работодателем и узнавать, как сотрудник проявлял себя на рабочем месте, какие показатели у него были и о причинах увольнения.

Ошибка № 2. Недостаточное обучение
Сотрудники, которые не получили достаточного обучения, не смогут эффективно продавать товары или услуги. Некоторые руководители забывают об этом факторе и ожидают от сотрудников сразу же достижения высоких результатов. Однако это невозможно без обучения и наработки опыта. Обучение должно быть системным, поэтому руководитель должен определить необходимые знания и навыки, которыми должны владеть сотрудники, и организовать курсы, тренинги, семинары и другие мероприятия, которые помогут развивать компетенции сотрудников.
Я рекомендую заранее позаботиться об этом вопросе и создать обучающий портал для новых сотрудников. Весь материал можно сделать в записи, а контролировать его усвоение через тесты и при живом общении. Так процесс обучения пройдет быстрее и эффективнее, а руководителю не придется каждый раз тратить большое количество времени на обучение новичков.

Ниже я привожу пример, какими материалами можно наполнить обучающий портал для менеджеров.
1. Видео приветствие от собственника компании, где обозначаются миссия и задачи компании;
2. Видео про продукт;
3. Видео про тарифы;
4. Видео про распорядок дня менеджера, где рассказывается, какие задачи в приоритете, какие регламенты есть и другая полезная информация, которая пригодится в работе;
5. Видео про этапы продаж в компании;
6. Видео-разбор скрипта (сценарий общения с клиентом). Здесь также будет хорошо приложить записи успешных и не успешных звонков.

Ошибка № 3. Некорректная система мотивации.
Руководитель должен понимать, что мотивация сотрудников — это один из ключевых факторов успеха команды. Сотрудник должен быть способен сам влиять на свой результат, а также в течение 30 секунд посчитать свою заработную плату. Он должен в моменте понимать, как изменится его зарплата при совершении определенного действия. Также не нужно забывать про применение нематериальной мотивации. Различные конкурсы и соревнования повышают эффективность работы!

Ниже я привожу примеры, какой может быть нематериальная мотивация в отделе продаж:
  • Конкурсы на самый большой чек;
  • Конкурс на продажу определённого продукта или услуги;
  • Самый большой процент перевыполнения плана;
  • Самый большой процент повторных покупок;
  • Кто собрал больше всех положительных отзывов.

Подводя итог, можно сказать, что ключевыми компонентами успешного отдела продаж являются четкая и понятная система найма, хорошо обученная и мотивированная команда продаж. Сосредоточив внимание на этих компонентах вы сможете создать эффективный отдел продаж!