ИРИНА ЯВАН | БЛОГ

Продвижение с помощью сарафанного радио

В наши дни сарафанное радио стало хорошим способом продвижения бизнеса. Термин означает, что люди рассказывают друг другу о товаре или услугах, тем самым рекламируя компанию.
Как и любым каналом продаж сарафанным радио необходимо уметь управлять, чтобы использовать его на максимум.
Из очевидных плюсов:
1. Это не конкурентный канал. Чаще всего при наличии рекомендации из проверенного источника, клиенты не сравнивают предложения, а идут сразу к вам.
2. Вы формируете сообщество лояльных потребителей вокруг вас.
Однако для того, чтобы запустить сарафанное радио и получать клиентов с помощью этого канала продаж, нужно как следует потрудиться над продуктом и научиться работать с текущей клиентской базой.
Моя специализация – консалтинг в сфере продаж и 60 % моих клиентов – это клиенты «по сарафану». В процессе своей работы я вывела некоторые правила, которые помогут использовать этот канал продаж эффективно.

Самое первое, что вам понадобится – это создать хороший продукт или услугу. Люди готовы рассказывать о том, что они любят и чем они довольны. Поэтому необходимо убедиться, что продукт или услуга, которую вы продвигаете, действительно хороша.
В реализации этого пункта поможет сбор обратной связи от клиентов на постоянной основе, с последующей доработкой продукта. Отзывы я рекомендую запрашивать не только по завершении работы/сотрудничества, но и в процессе. Вам это поможет синхронизироваться с клиентом касательно того, какой результат он ожидает получить. А клиенту, такой промежуточный сбор обратной связи, поможет осознать, какие изменения с ним произошли, что он ощущает в момент использования продукта/услуги.

Помимо возможности доработать продукт сбор отзывов может быть и способом стимулирования сарафанного радио. Вы можете награждать Ваших клиентов за размещение отзыва или отметки в социальных сетях. Это до сих пор работает.

Со всеми отзывами, которые вы получаете необходимо работать. Следите за своей репутацией. Это также влияет на эффективность работы сарафанного радио. За положительный отзыв обязательно благодарите клиента. В случае с негативным отзывом – старайтесь разобраться. Важно показать клиенту, что вам не все равно. Выясняйте причину негативного отзыва, обозначайте свою причастность, предлагайте решение и выход из сложившейся ситуации. Если отзыв оставили на просторах интернета, желательно переносить решение конфликта в личное общение, мессенджеры, электронную почту или звонки.

Второе правило, которым я руководствуюсь и оно помогает мне эффективно запускать «сарафанное радио» звучит так: клиент должен получить больше, чем он ожидает. Тогда он с большей вероятностью порекомендует вас. Добиться такого эффекта можно при помощи подарков или скидок на следующие покупки.
В своей практике я обычно дарю личную консультацию в подарок, при заключении длительного контракта. Однако об этом клиент узнает не сразу. Это событие обычно имеет вау-эффект.
Если вы также, как и я оказываете услуги, вы можете в некоторых случаях задержаться на 15-20 минут, но решить задачу клиента или ответить на дополнительный вопрос. Транслируйте, как для вас важно решить запрос клиента и уделяйте ему дополнительное время. Поверьте, клиент это оценит и расскажет о данной ситуации другим.

Третье правило – не забывайте стимулировать ваших клиентов к привлечению спроса. Истории из серии «приведи друга» работают, если не жадничать и платить не 100 рублей, как принято у многих, а реальную стоимость привлечения клиента в вашем бизнесе. В моей сфере считается нормальным заплатить 5-10 % за от суммы контракта за нового клиента. Я так и делаю. Не стесняйтесь спрашивать своих клиентов о том, есть ли в их окружении кто-то, кому ваша услуга или продукт могут быть полезны. Обозначайте выгоды сотрудничества с вами и проговаривайте сумму вознаграждения, которую клиент получит. Когда я начала перечислять вознаграждение за клиентов и напрямую просить рекомендации, то 1 клиент мне в среднем стал приводить 3-4 человек из своего окружения.

Четвертое правило, которое поможет вам запустить сарафанное радио на масштабном уровне – это различные конкурсы и флешмобы, а также сотрудничество с лидерами мнений. Это могут быть блогеры, которые имеют большое количество подписчиков в социальных сетях или люди, которые активно общаются с другими людьми. Если вы убедите лидеров мнений в качестве вашего продукта, они могут поделиться этой информацией со своей аудиторией. При выборе персоны обязательно проведите анализ целевой аудитории блогера. Вам нет смысла давать рекламу там, где нет реальных потребителей вашего продукта.
Также из личных наблюдений могу поделиться тем, что для сотрудничества выбирать лучше не блогеров-миллионников, а так называемых «микроинфлюенсеров». Во-первых - это дешевле, а иногда можно договориться о сотрудничестве по бартеру. Во-вторых, несколько тысяч реальных подписчиков, лучше, чем миллион ботов. Я часто провожу эфиры или даю пользу подписчикам таких инфлюенсеров и могу сказать, что этот способ отлично работает.

В целом, использование сарафанного радио может быть эффективным инструментом в продвижении продукта или услуги. Главное предоставлять качественный продукт и найти способы мотивировать людей рассказывать о нем своим друзьям и знакомым!